18+

Людмила Петухова

©  Slon.ru

Религия Мир

2849

30.11.2012, 23:47

«40% священников упоминают в молитвах Запад как основного врага»

Религиовед, кандидат философских наук, доцент факультета философии ВШЭ Борис Кнорре прочитал лекцию «Православная церковь и гражданское общество в современной России». Slon публикует 10 фрагментов этой лекции.

Какое место русская православная церковь занимает в гражданском обществе? Насколько церковь независима от влияния государства? Способна ли она защищать частные сферы в жизни человека, гражданина, от вмешательства государства и других структур? Есть позиции, по которым церковь проявляет себя как институт гражданского общества, а есть и разводящие эти институты положения.

1. PRO. Церковь представляет собой самостоятельную силу, ориентирующуюся на внутреннюю мотивацию и не зависящую от государственных указаний. Это одна из сущностных характеристик гражданского общества – способность быть независимым в отношении государства, выполнять роль общественного института.

Если взять советский период, то видно, что церковь старалась проявить себя как институт гражданского общества. Особенно в период по 1943 год, когда церковь была лишена даже иерархической системы управления. Она выжила не только без государственной поддержки, но и без этой системы. В послевоенный период церковь – самоорганизующаяся структура. Координация со стороны государства вторична. В 1990-е годы, когда прекращается политика государственного атеизма, наблюдается достаточно быстрый рост церковных общин. Понятно, что их никто специально не инициировал. Это была воля людей, которые собирались, тратили свое время, отстаивали храмы – это, конечно, было явлением гражданского общества.

2. Церкви свойственны такие формы самоорганизации, как православные братства, крестные ходы. Последние собирают по несколько тысяч человек по всей России, происходит интеграция и коммуникация между людьми, когда появляется необходимость помогать друг другу в пути. Возникают особенные доверительные отношения между участниками крестных ходов.

Еще один признак гражданского общества – организация издательской миссионерской деятельности, распространение литературы. Здесь многое делается на чисто волонтерских основах. Актуализирована тема социального служения. Есть масса инициатив по системе сдержек и противовесов. А в этом году очень ярко проявилась самостоятельность церковного института в плане борьбы с ювенальной юстицией.

3. CONTRA. В церкви ощущается недостаток солидарности и партикуляризм по отношению к отдельным церковным образованиям. Каждая епархия – нечто самостоятельное, каждый синодальный отдел – тоже. Если в синодальном отделе меняется руководитель, то форматируется буквально все. Стирается вся информация на сайте. Например, так было с отделом религиозного образования и катехизации, так было с отделом социального служения и благотворительности. Удаляется вся база данных за 15 лет.

Когда организуется какая-нибудь инициатива, обычно социальная, будь то образование гимназии, досугового центра или детского дома, все обязанности ложатся на плечи инициатора, а это чаще всего простой священник, настоятель. Ему приходится работать в одиночку, не получая материальной поддержки ни на уровне благочиния, епархии, ни тем более на уровне общецерковном. Есть поддержка идейная, но когда речь идет о реальных механизмах взаимодействия, взаимопомощи, оказывается, что они отсутствуют. В конце 1990-х – начале 2000-х епархиальную поддержку получала всего лишь одна гимназия в одной епархии – это на всю Русскую православную церковь.

4. Православная церковь – единственная религиозная организация, в которой административная структура четко копирует государственную. Есть копирование и некоторых директив палат правительства.

Достаточно быстро меняется дискурс официальной церковной риторики. Пример приведу не очень комплиментарный, но не хотел бы его замалчивать. Многие знают о том, что еще два года назад патриарх Кирилл делал акцент на том, что церковь должна содействовать модернизации, провозглашенной бывшим президентом Медведевым. Политический курс изменился, и буквально три недели назад патриарх заявил о том, что модернизация – это некоторая опасность десуверенизации России. То есть под рамкой модернизации есть опасность подстроиться под чуждые парадигмы либерализма. Конечно, такой поворот требует комментариев. Святейший имел в виду какие-то определенные характеристики, были комментарии православных аналитиков о том, что говорилось именно о гуманитарной модернизации. Но изменение акцентов налицо.

5. Чем дальше продвигается человек, который идет по духовному пути, тем больше своего недостоинства он обнаруживает в себе – это признак его духовного совершенствования. Эта традиция вырабатывалась в монашеской среде, где человек уходил от социума, от города, например в пустыню, и был ориентирован на анализ своего внутреннего мира, на отслеживание помыслов. И эта парадигма вины стала нормой, я бы сказал, этикетом. Появляются такие формы протокола подачи прошения, в которых человек должен демонстрировать это свое недостоинство через подпись в конце: «Недостойный послушник вашего высокопреподобия». Это принципиальная парадигма: аскетическая традиция вины.

Когда в монашестве человек один анализирует себя и свой внутренний мир, видит все больше и больше своих неправд – это одно. Но когда в социуме человек обобщает эти парадигмы, он говорит уже не «я виноват», а «мы виноваты». Я виноват и ты виноват. И здесь человек из позиции самообвиняемого переходит в позицию обвинителя. Так или иначе, это формирует сознание.

Я попробовал выделить качества, которые вырабатываются в результате презумпции вины на уровне церковной корпоративной культуры и базируются на послушании и еще одном важнейшем принципе, пришедшем из монашества – требовании восприятия духовника как некоего мистически посланного человека, чей наказ не может быть отменен никакой властью, даже патриархом. Это:

1. презумпция вины как личная установка;

2. cтилистическое выражение самопринижения;

3. трансляция установки на презумпцию вины в отношении окружающих;

4. заниженная самооценка и недоверие к себе;

5. склонность искать готовые решения.

6. В этот год произошли события, которые заставляют отдельно задуматься над церковной культурой, над тем, как вообще церковь взаимодействует с обществом. По словам священника Георгия Крылова, церковь разделена на несколько субкорпораций, которые друг другу не доверяют. А характерным признаком взаимоотношений являются «дрожащие колени священников при виде архиерея, лицемерно-подобострастное выражение на лице, не эпизодически, а как настрой всей жизни». Более того, в первую очередь заботишься о внешнем корпоративном соответствии и быстро меняющихся нормах внешнего, чтоб не быть наказанным. Опять-таки, вопрос: откуда такая установка – не быть наказанным? Значит, существует перманентная угроза наказания вне зависимости от того, сделал ли ты что-то не так.

7. Что произошло весной? Конфликт на фоне политических событий, на фоне того, что оппозиция стала требовать от церкви поддержки протестов, церковь отказалась, оппозиция стала вскрывать язвы, какие-то болезненные моменты церкви. И что сделал патриарх? Во время апрельского стояния, когда несколько десятков тысяч было собрано у Храма Христа Спасителя, Святейший заявил, что у нас тут есть предатели в рясах. Это дало посыл тому, чтобы считать предателями не пришедших на стояние, то есть священников, которые как-то не согласны с тем, что идет атака на церковь.

Этот тезис, что идет атака на церковь, поменял язык церкви. И появились уже прямые отражения этой директивы в низовых структурах. В частности, популярной оказалась такая присказка на манер военного времени, взятая отцом Дмитрием Смирновым, когда он создавал свой Отдельный дивизион: «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой! С болотной силой темною, с бесовскою ордой». Индивидуализированное общество в постмодернистском современном смысле было прямо названо бесовским.

8. Дальше, понятно, очень неприятный момент с Pussy Riot. Я думаю, что в этом процессе сильно проиграли и церковь, и противоположная сторона, потому что, конечно, защита кощунства, защита вмешательства и вторжения в другое пространство не могла быть воспринята даже теми, кто критически к церкви относился. Большинство людей этого не приняли. Тем не менее на этом церковная среда не остановилась, и появился определенный тренд: основной наш враг – это Америка, Запад. Где-то 40% священнослужителей теперь упоминают в молитвах Запад как основного врага.

9. Мы видим, что от какой-то наметившейся линии самокритики, которая была 2-3 года назад, церковь уходит. Теперь любой критический разговор, и мой в частности, я думаю, тоже, будет воспринят как разговор врага, человека, который чужд церкви. В парадигме атаки на церковь любой разговор, любая критика так воспринимается. Это очень легкое объяснение. В своих дневниках протоиерей Александр Шмеман пишет, что глобальным системным упущением в церковной истории является отсутствие традиции самокритики. Церковь не привыкла ставить свои внутренние моменты под сомнение. «Сложившись как "православие" – против ересей, Запада, Востока, турков и так далее, православие пронизано комплексом самоутверждения, гипертрофией какого-то внутреннего триумфализма. Признать ошибки – это начать разрушать основы "истинной веры". Трагизм православной истории видят всегда в торжестве внешнего зла: преследований, турецкого ига, измены интеллигенции, большевизма. Никогда – во "внутри". И пока это так, то, по моему убеждению, никакое возрождение православия невозможно».

10. Отсутствие самокритики связано с недоверием церкви к обществу. Отсюда и большая информационная закрытость. В церковной прессе есть дефекты репрезентации проблем. Вся повестка дня репрезентируется через информацию у епископов. Если мы говорим о том, что в школе вручили дипломы, то это епископ вручил диплом. Это еще одна проблема – отсутствие представления обычной личности, объективной репрезентации событий, которая помогала бы обсуждать, ставить и решать проблемы. Это глобально мешает формированию церкви как гражданского общества.

Людмила Петухова

©  Slon.ru

Религия Мир

2849

30.11.2012, 23:47

URL: https://m.babr24.com/?ADE=110332

bytes: 10053 / 10053

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Религия"

В Новосибирске в микрорайоне Весеннем построят храм

В новосибирском микрорайоне Весеннем построят храм рядом с будущим парком Ини, возле одноименной реки.

Источник: Babr24.com.

Религия

Новосибирск

1955

10.05.2024

Новосибирского подростка, который ворвался в храм с ножом, отправили в СИЗО


Калининский районный суд Новосибирска избрал меру пресечения подростку, который 3 мая ворвался с ножом в храм в честь иконы Божией Матери ...

В Бурятии откроют памятник к 260-летию института Пандито Хамбо лам в РФ

В этом сентябре в Бурятии отпразднуют 260-летие института Пандито Хамбо лам в РФ.

Источник: Babr24.com.

Религия

Бурятия

5208

18.03.2024

В Новосибирской области в купелях окунулись более четырех тысяч человек

В Новосибирской области по данным на десять часов утра 19 января в купелях региона окунулись 4356 человек. В столице Сибири окунулись 1550 человек.

Источник: Babr24.com.

Религия

Новосибирск

8890

20.01.2024

В Бурятии оборудуют 17 крещенских купелей

В Бурятии к празднику Крещения Господня оборудуют 17 купелей и 17 пунктов обогрева.

Источник: Babr24.com.

Религия, Общество

Бурятия

8617

17.01.2024

В районах Томской области готовят купели для Крещенских купаний

МЧС по Томской области публикует список мест, запланированных для проведения обрядов Крещенских купаний 19 января 2024 года.

Источник: Babr24.com.

Религия, Общество

Томск

8816

17.01.2024

В Новосибирске обустроят шесть купелей

В Новосибирске обустроят шесть крещенских купелей. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии Новосибирска.

Источник: Babr24.com.

Религия

Новосибирск

8799

17.01.2024

В Красноярске хотят построить ещё один храм. На этот раз рядом с онкодиспансером

Красноярская епархия обратилась к мэрии с просьбой выделить земельный участок под строительство православного храма рядом со зданием краевого ...

В Новосибирск привезут 600-летний чудотворный крест

В Новосибирск привезут Крест Господень, явленный близ села Годеново в Ярославской области.

Источник: Babr24.com.

Религия, События

Новосибирск

15133

16.10.2023

Вселенская религия. Хамбо лама заявил об инопланетянах-буддистах в Бурятии

Дамба Аюшеев готовит межпланетный союз в честь возвращения Хамбо ламы Этигэлова.

Автор: Виктор Кулагин.

Источник: Babr24.com.

Религия, События, Наука и технологии

Бурятия

18345

25.09.2023

Навести мосты: итоги визита Папы Римского в Монголию

Папа Римский Франциск посетил Монголию с 1 по 4 сентября.

Автор: Денис Большаков.

Источник: Babr24.com.

Религия, Политика, Общество

Монголия

73008

05.09.2023

Свидетелю Иеговы из Красноярска утвердили шесть лет колонии за «экстремизм»

Красноярский краевой суд отклонил апелляцию 38-летнего Свидетеля Иеговы Александра Филатова, признанного виновным в организации деятельности ...