18+

Юрий Подпоренко

©  Иркутский музыкальный театр

Культура Иркутск

2230

29.07.2006, 01:02

Классическая оперетта и ставшая классикой рок-опера

Гастроли Иркутского музыкального театра на сцене ГАБТа им. А. Навои начались, что называется, без пристрелки. Уже в первый вечер на концерте «Мы с берегов Байкала» на ташкентских зрителей буквально обрушился шквал номеров самых разных музыкальных жанров. Фрагмент из грандиозной кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана» задал настрой и масштаб не только концерту, но и всем гастролям.

Сцены из классических оперетт, опер и музыкальных комедий, сольные вокальные и балетные номера – театр, словно в игре под названием «это мы можем», демонстрирует свои достижения. И ведь действительно могут. Все слагаемые одного из сложнейших синтетических жанров представлены не в облегченном варианте, а вполне достойно, так, словно на сцене то хоровая капелла, то оперные певцы, то балетная труппа. Я говорю об этом особо, поскольку театр всего несколько лет, как обрел свое нынешнее наименование, несколько прежних десятилетий работая как театр оперетты. Гала-концерт красноречиво подтвердил, что этому коллективу по плечу самые сложные музыкально-сценические произведения практически всех жанров, хотя опереточное прошлое, конечно, и не скрывалось. Может быть, именно поэтому гастрольная афиша театра открылась именно опереточной классикой: два вечера подряд – Имре Кальман и Исаак Дунаевский.

Уж таковы особенности этого жанра, что он довольно решительно делит потенциальных зрителей на безусловных поклонников и тех, у кого сам жанр не вызывает симпатий. И если уж заявлена «Сильва», то можно быть уверенным, что большая часть зала знает и эту замечательную музыку, и помнит сюжет и репризы. То есть люди пришли не узнавать новое и удивляться, а насладиться знакомым, при условии, конечно, высокого качества исполнения. В спектакле иркутян все, ожидаемое знатоками, на месте. И несомненный опереточный шарм, та особая театральная условность, игра, возникающая только в такого рода обстоятельствах. И сильные голоса солистов, выразительность которых не самоцельна, а обусловлена эмоциональным состоянием героев. Но есть в этом спектакле немало и такого, что расширяет диапазон жанра, выводя его за пределы той ограниченности, на которую и намекают те, кто оперетту не жалуют. Это прежде всего режиссерская выстроенность спектакля (режиссер-постановщик – лауреат Государственной премии и премии Ленкома Белоруссии В. Цюпа), которая проявляется и в мотивированности актерского самочувствия на сцене, даже если ситуация комична и нелепа, и в ряде постановочных приемов. Так, скажем, в спектакле практически отсутствует такой, казалось бы, неизымаемый опереточный «грех», как дивертисментость. То есть нет разбивки на номера, а есть довольно живое и увлекательное сквозное действие. И балетная группа театра не расцвечивает и комментирует происходящее, а активно участвует во всех событиях. Интересна и работа художника В. Архипова – атмосферу кабаре удачно дополняют фигуры завсегдатаев, в которых не сразу угадываются объемные куклы. Особое впечатление – от третьего акта, музыка которого аранжирована сибирским композитором П. Казимиром в стиле... джаза. Эффект поразительный – герои спектакля как бы переносятся в другую эпоху – и вновь подтверждающий истину о том, что классика, в каком бы жанре она ни была сотворена, – вечна.

«Белая акация» была поставлена совсем недавно и посвящена 60-летию Победы во Второй мировой войне. Лирическая комедия, работу над музыкой которой завершил Кирилл Молчанов после смерти Исаака Дунаевского, сегодня смотрится довольно своеобразно и в чем-то противоречиво. С одной стороны – несколько великолепных мелодий, остающихся, говоря нынешним языков, «хитами», и созданные на их основе сцены. С другой – изрядное количество, скажем так, проходной музыки и необязательных ситуаций. Театр делает все возможное, чтобы театральными средствами восполнить недостающее. И в большинстве случаев ему это удается – акцент делается на человеческие отношения, искренность чувств. Особую симпатию вызывает как бы «дописанный» театром (режиссер Н. Печерская) финал спектакля, в котором звучит попурри из песен Дунаевского, переживших недавнюю эпоху.

В обоих спектаклях замечательно звучит оркестр (дирижер Н. Сильвестров), чуткий вокальным интонациям, неизменно соразмерный ситуациям и никогда не назойливый.

В актерских ансамблях особое зрительское расположение вызывают два замечательных актера – народные артисты России В. Яковлев и Н. Хохолков. Блестяще владеющие специфически опереточным сценическим самочувствием комиков, они неизменно срывают благодарные аплодисменты при каждом появлении на сцене.

Необычную краску дебютной части гастролей Иркутского театра придала рок-мистерия «Юнона» и «Авось». В эти дни, когда отмечается 25-летие появления этого спектакля на сцене московского Ленкома, стоит напомнить и о том возможно подзабытом факте, что его самое первое премьерное представление состоялось в Ташкенте, на сцене Дворца друдбы народов. И иркутяне, включая это название в свой репертуар, а затем – в гастрольную афишу, наверняка понимали, что избежать сравнения с прославленной постановкой им не удастся.

Спектакль сразу же подтвердил, что сибирский театр избрал свое самобытное решение для творения А. Рыбникова и А. Вознесенского. Более того, театр в какой-то мере избрал постмодернистскую позицию, учтя в качестве исходного концепта широко известный и благодаря телеверсии ленкомовский спектакль, и свел к минимуму сюжет, действительно известный каждому, кто небезразличен к современному театру. И напротив – решительно усилил музыкальную и пластическую составляющие рок-оперы (дирижеры Н. Сильвестров, В. Ефремов, режиссер-постановщик Н. Печерская, сценография В. Акулова). Заметно видоизменились и культурно-исторические акценты. Создавая свою версию в постсоветское время, 10 лет назад, иркутский театр усилил в нем мистическое и религиозное начало, глубоко и выразительно представив борения духа российского путешественника графа Николая Резанова (засл. арт. РФ В. Варлашов). Великолепные музыкальные возможности театра позволили открыть, услышать по-новому, обогатив новыми красками, замечательную музыку Алексея Рыбникова, и даже уточнить жанр спектакля до «рок-мистерии».

Гастроли Иркутского музыкального театра в разгаре, который не может остудить, а лишь оттеняет замечательно прохладный зал ГАБТа им. Навои.

Юрий Подпоренко

©  Иркутский музыкальный театр

Культура Иркутск

2230

29.07.2006, 01:02

URL: https://m.babr24.com/?ADE=31644

bytes: 6279 / 6279

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Экономика" (Иркутск)

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро».

Автор: Максим Бакулев.

Источник: Babr24.com.

Экономика

Мир

9483

28.10.2015

Энерготарифы: уравнение со всеми неизвестными

Одной из примет общественной жизни в соседних с Иркутской областью восточных регионах — Республике Бурятии и Забайкальском крае — является ...

Автор: Артур Скальский.

Источник: Babr24.com.

Экономика

Иркутск

7420

13.10.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Автор: Шон Уокер.

Источник: Babr24.com.

Экономика

Мир

15233

31.07.2015

Сергей Ерощенко: Мы меняем подход к строительству и реконструкции дорог

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко проверил, как ведутся работы по реконструкции автомобильной дороги Иркутск – Листвянка на участке с 8 ...

Источник: Babr24.com.

Экономика

Иркутск

8233

04.04.2015

Антон Кондратов назначен региональным управляющим директором ЗАО «Байкалвестком»

Антон Кондратов приступил к исполнению обязанностей регионального управляющего директора иркутского подразделения ЗАО «Байкалвестком» 25 марта 2015 ...

Автор: Алиса Канарис.

Источник: Babr24.com.

Экономика

Иркутск

13045

31.03.2015

Крупнейшую иркутскую турвыставку разорвали надвое

Конфликт между мэрией и правительством Иркутской области лезет из всех щелей.

Автор: Артур Скальский.

Источник: Babr24.com.

Экономика

Иркутск

8998

17.03.2015

Корпорация спорного развития

В Сером доме прошел круглый стол "О роли ОАО "Корпорация развития Иркутской области" в создании новых технологий и конкурентной продукции в Иркутской ...

Автор: Артур Скальский.

Источник: Babr24.com.

Экономика

Иркутск

11250

17.03.2015

Сибиряки сняли в банкоматах 10 миллиардов и теперь несут их обратно

Жители Сибири атаковали банкоматы Сбербанка в конце минувшей недели и за два дня сняли 10 млрд.

Автор: Юлия Хотяновская.

Источник: Babr24.com.

Экономика

Мир

8034

01.01.2015