18+

Дина Годер

©  Время Новостей Online

Культура Мир

3809

06.05.2009, 17:40

Смотри, как я могу!

После долгого перерыва Евгений Гришковец сыграл новый моноспектакль.

Евгений Гришковец очень давно не выпускал премьер -- он стал писателем. И совсем давно -- восемь лет, с выхода "Дредноутов" -- не выпускал своих фирменных моноспектаклей, благодаря которым его когда-то узнала и полюбила публика, за которые он получал "Золотые маски" и лирического героя которых все так хотят отождествлять с самим Женей Гришковцом. "+1", показанный в эти дни в Центре на Страстном, -- это именно такой моноспектакль, долгожданный рассказ от первого лица, в некотором смысле сегодняшнее "ОдноврЕмЕнно", если вы понимаете, о чем я говорю.

Как всегда, перед началом спектакля Гришковец выходит на сцену и пробует зрителей, как воду: "Спасибо, что пришли, несмотря на танки" (сцена дрожит -- рядом с театром по Тверской, готовясь к параду Победы, идет колонна танков). "Есть правило второго спектакля, он всегда бывает хуже, чем самый первый премьерный показ, но я вчера все напутал, так что сегодня будет хорошо". Зал полон до краев, заняты все приставные стулья, публика благодарно смеется и шуршит букетами -- видно, что соскучилась.

Лариса Ломакина выстроила на сцене островок квартиры со столом и торшером, за отодвинутой шторой окно, и в нем видео: видно, как едут по улице машины, ведь Гришковец всегда говорит от лица горожанина. Выходы с этого островка потом станут выходами из реальности: направо -- в космос, на Марс, среди подвешенных на веревочках лампочек-звезд; налево -- в Рай, тут из-под ног встанет трава и цветы; вперед -- во льды Крайнего Севера, и сверху посыплется театральный снежок.

Он начинает с места в карьер: "Меня никто не знает". И потом начинает свое знаменитое кружение с отступлениями и возвратами, подробными -- с разных сторон -- объяснениями, что он имел в виду, воспоминаниями, наблюдениями и мечтами. Он крутит и путает, как умелый рассказчик, который, даже когда далеко, отклоняется от дороги и буксует, знает, куда он ведет. "Меня никто не знает таким, каким я хотел бы, чтобы меня знали". Никто не знает, о чем я думаю. А действительно, хотел бы я, чтобы другие постоянно знали, о чем я думаю, как будто ко мне проводки подведены? Наверное, нет, ведь иногда подумаешь такое... Тут следует несколько примеров, как всегда схваченных с безошибочной наблюдательностью, и публика смеется, одновременно радуясь узнаванию ситуации и тому, что Гришковец все тот же. "Меня никто не знает, значит, я не "один из", я не часть человечества, человечество плюс один. Значит, я одинок". Он совсем не тот же.

Не знаю, что происходит в жизни самого Евгения Гришковца, со стороны кажется, что он удачлив, успешен и любим, но про его лирического героя этого не скажешь. Он явно несчастлив, напряжен и раздражен, он многое про себя понимает, но и многое хочет скрыть, отчего все становится еще заметнее. Раньше в нем было удивительное радостное любопытство к жизни, теперь этого нет, и ко всему, что его окружает, герой Гришковца скорее подозрителен. Он и сам говорит: "Я не готов к счастью, я готов скорее к подвохам", -- но дело не в этом. А в том, что он все больше стал с удовлетворением отмечать, что и у других дела не так уж хороши: бывшие одноклассники постарели, любимчик учителей стал пузатым продавцом пылесосов, да и девочку, в которую он школьником был влюблен, время не пощадило. "Как безжалостно ими распорядилась судьба", -- удовлетворенно размышляет рассказчик, которому кажется, что он все-таки выглядит получше. Но уже ясно, что особенно безжалостна судьба оказалась к самому лирическому герою. Идентифицировать себя с ним, как когда-то, уже не хочется.

Раньше такой открытый, что казалось, мы узнаем в лицо его друзей, любимых, родителей, учителей, лирический герой Гришковца теперь стал строить вокруг себя заборы, заменяя лица родных какими-то безликими "менеджерами", которые тоже плачут, поскольку у них нет надежды на карьерный рост. А в рассказах о том, кто где страдает, возникает будто взятая из бульварного романа история о едущем на заднем сиденье дорогой машины седоватом человеке в безупречном костюме со сбитым галстуком, только что узнавшем, что его не любит молодая любовница. А в это время в доме его жена одиноко пьет коньяк и думает о том, что когда они были молодые, жили на съемной квартире и дети еще не разъехались, они были счастливее.

И есть только одна щель, через которую мы можем увидеть прежнего героя Гришковца, -- пронзительные и сияющие истории о детстве ("Тот я, о котором я скучаю каждый день, та мама и та родина"), что напоминают о том, как он был счастлив когда-то. Речка, залитая солнцем, и ощущение, что ныряешь и вертишься волчком под водой, как никто, и крики: "Мам, смотри, как я могу!" и мамино: "Посмотри, у тебя уже губы синие, вылезай!", и дрожь под нагретым полотенцем, и помидорка с посоленным хлебом, и та самая почти материальная "субстанция счастья", которую мало кто умеет передать так ощутимо, как Гришковец. Здесь главные слова: "я маленький и счастливый", "тот я, которого все любят".

Нестерпимое и неутолимое желание быть счастливым в "+1" уступает только одному отчаянному в своей неисполнимости желанию: быть любимым, причем не кем-нибудь, а всеми, пусть даже не очень сильно. Любимым родиной, для чего надо сделать "что-то очень внятное", например высадиться на Марсе, чтобы об этом объявили во всех новостях мира, и уже в серебряном космонавтском костюме помахать флажком и прокричать: "Мам, смотри, как я могу!". Или надо стать полярником, чтобы потеряться во льдах и, замерзая в летчицкой куртке, знать, что тебя ищут и даже австралиец по утрам спрашивает соседа: "Не знаешь, нашли того русского?" И вот это эгоцентрическое требование всеобщей любви сквозь все отвлекающие маневры нового спектакля, его отступления и кружения кажется таким пронзительным и искренним, что делается даже страшно. Любви достаточно не бывает, но чтобы настолько... Да и сам он любит ли кого-нибудь?

В финале, когда под "Аллилуйю" Леонарда Коэна заколосился Рай, зажглись звезды над Марсом, посыпался снег над полярными льдами, открылось второе окно в "квартире", а за ним, как страницы глянцевого журнала, полного нынешних и прежних знаменитостей, замелькали лица всех тех, кто должен заметить и полюбить героя "+1". Кажется, лиц тех незнаменитых людей, кто уже знает и любит Евгения Гришковца, там не было.

Дина Годер

©  Время Новостей Online

Культура Мир

3809

06.05.2009, 17:40

URL: https://m.babr24.com/?ADE=77445

bytes: 6414 / 6285

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Культура"

Джекпот КрасТЮЗа. Новая эра с Муратом Абулкатиновым

В том, что с Красноярским театром юного зрителя после ухода Романа Феодори будет всё в порядке, несмотря на осознание «конца эпохи» и обратные ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Красноярск

2779

05.06.2024

Бабродвиж в Новосибирске: спектакль «Сердце не камень», мастер-класс «Книга своими руками» и концерт «Души сокровенные звуки»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю.

Автор: Бармалей Рыбин.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Новосибирск

1571

04.06.2024

Телеграм Новосибирска за неделю: арест Украинцева, арест Семёновой, закрытие нелегальных точек общепита

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в новосибирском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 27 мая по 2 июня 2024 года ...

Автор: Андрей Игнатьев.

Источник: Babr24.com.

Культура, Расследования, Экономика и бизнес

Новосибирск

6093

04.06.2024

Видео дня. Последний танец Венома

Кинокомпания Sony Pictures представила первый полноценный официальный трейлер супергеройского боевика «Веном: Последний танец» (Venom: The Last ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

3775

04.06.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Томас Лермонт и королева фей», мастер-класс «Конфетница-оленёнок» и спектакль «Лев на каникулах»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Иркутск

4249

03.06.2024

Красноярск снова встретит День города без фейерверка. Власти говорят, что это слишком дорого

В 2024 году праздничный салют в честь Дня города Красноярска не состоится.

Источник: Babr24.com.

Культура

Красноярск

2311

03.06.2024

Блогнот. Данила Козловский: «жду положенный мне рубль»

Вчера суд РФ повторно встал на мою строну в иске на г‑на Бородина о защите чести и достоинства, с которым я обратился в суд в апреле ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, Скандалы

Россия

9599

03.06.2024

«Московский дворик» и другие шедевры. К юбилею Василия Поленова

Его имя по праву входит в список лучших пейзажистов XIX века, произведения хранятся в ведущих картинных галереях России и ближнего зарубежья, ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Россия

9325

02.06.2024

Бабродвиж в Красноярске: мастер-класс «Шкатулочка», спектакль «Старик и море» и квест «Теремок»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Красноярск

10373

01.06.2024

Мистический классик соцреализма. Лучшее от Леонида Леонова к юбилею автора

«Вор», «Соть», «Дорога на Океан», «Русский лес», «Пирамида», «Evgenia Ivanovna», «Нашествие», «Золотая карета»...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События, Как по-писаному

Россия

6748

01.06.2024

«Где под мантры – звуки колокольцев…» Итоги конкурса «Стихи о Бурятии»

Бабр подвел итоги поэтического конкурса «Стихи о Бурятии». Победительницей стала жительница Бурятии – Анна Трифонова. Поздравляем!

Автор: Есения Линней.

Источник: Babr24.com.

Культура, Общество

Бурятия

5184

31.05.2024

Огненно-громовский уикенд. Вялый старт фаворита и рекорды середняков

Минувший уикенд в российских кинотеатрах отметился рядом интересных рекордов, лидером же проката ожидаемо стал «Майор Гром: Игра».

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Россия

6920

31.05.2024