18+

Туризм Иркутск

7197

19.02.2004, 10:48

Сибиряки в Турции. Алания. Долгая дорога к дому.

Быстренько на миниавтобусе доехали до Антальи – к уже хорошо знакомому автовокзалу, быстренько нашли автобус до Алании – это 120 километров на восток по побережью. Автобус оказался непривычно полон – достались только стоячие места. Скидку за стоячесть нам сделать отказались, и мы гордо автобус покинули посреди трассы – в итоге добирались дольше и по 2 лишних миллиона отдали. Сами, впрочем, виноваты, не надо было сдаваться на милость первой попавшейся автобусной компании – думаю, в Аланию в тот день и час был и еще транспорт. Как бы то ни было, часов в 5 вечера мы были в Алании, где и планировалась "матрасная" фаза нашего путешествия. Дорога между Антальей и Аланией почти везде проходит близко к берегу, по пути встречается городок Манавгат, куда туристов завлекают какой-то маловыразительной, но красиво поданной на фотографиях шиверой на одноименной речке.

Алания – курортный город, обширнейшие его пригороды представляют из себя череду одинаковых, ощетиненных балконами отелей – отличаются они на вид только цветом. Город знаменит старинной крепостью на мысу и бесплатными городскими пляжами – на них мы и собирались проваляться оставшиеся двое с половиной суток. На самом деле времени оставалось ровно на сутки меньше – оказалось, что до Трабзона отсюда ехать не ночь, как мы надеялись, а сутки с хвостиком – то есть выезжать из Алании нужно в среду не поздно вечером, а вовсе даже в первой половине дня.

Гостиницу за традиционные 15 миллионов на двоих за ночь нашли быстро – называлась она "Озбудак", и по этой причине была немедленно переименована в "Оздубак". Стандарнтая, почти пустая в конце сезона, в полутора кварталах от моря. На ресепшене там сидел аккуратно подстриженный бородатый парень в очках, больной ДЦП – он же оказался единственным говорящим не только по-турецки, поэтому все переговоры о заселении и цене шли с ним – под конец разговора мы тоже начали характерно тянуть слова "Йййюууу вооооонт..." и так далее. Напоследок они со Стасом договорились о шахматном поединке этим же вечером. Кинув вещи, мы первым делом пошли заценить море, было уже темно, и на пляже ни души, только пустые пластиковые лежаки рядами – с утра их застилают пластиковыми матрасами и сдают желающим по 2 доллара в день. Море теплое и мутноватое у берега из-за песка – у Олимпуса было куда чище. После купания побродили по городку – место скучноватое, очень много немцев, очень много торговцев и ресторанов, заточенных под тех же немцев, цены на все в евро, и цены ни разу не низкие – поскольку тоже ориентированы на небедных немцев. Но бывали и исключения – возле одной из лавочек сидел продавец и голосил "Шмотки! Шмотки!". Неспешно прогуливаясь, мы закупились в ближайшем минимаркете пивом и фисташками на вечер, а также позволили одному из многочисленных турагентов продать нам билеты в турецкую баню на завтрашний день. Эти маленькие турагентства там на каждом шагу – программа стандартная: баня, вышеупомянутый "водопад" на Манавгате (по нему катают на рафтах, сулят экстрим), экскурсии на небольших кораблях, ну и прокат мопедов-скутеров до кучи. На скутерах и велосипедах ездит масса народу, многие отдыхающие здесь немцы берут их в долгосрочную аренду. Мопеды – в основном "Ямахи", из велосипедов популярна местная марка "Бисан" и еще почему-то "Бианчи", которые, конечно, к настоящим никакого отношения не имеют.

Вечером Стас у "вахтера" выиграл в шахматы две партии подряд, и игра на этом закончилась, а мы удалились к себе – выволокли на балкон пластиковый столик и стулья из номера и сидели во влажной черной ночи пили Эфес, закусывали фисташками и взаимно глазели на турок на балконе напротив – там происходили семейные посиделки, наличествовал также гамак диванного типа.

С утра, искупавшись и позавтракав кебабом в кафешке с обаявшим нас продавцом, подались штурмовать крепость. К ней из центра города ведет мощеный серпантин, у начала которого дежурят желтые такси, за 6 евро предлагают довезти до верху – мол, пешком туда натурально час топать, невозможно тяжело, а вот обратно прогуляться, мол, самый цимус. На империалистские удочки мы не попались, а за несколько витков до цели молодой местный житель показал нам "шорт вэй ту кэстл" наверх – в лоб по склону через какие-то помойки, хотел за деньги проводить, но мы вежливо отказались. Сама крепость представляет из себя извилистые стены, опоясывающие всю макушку мыса, на котором она находится - есть несколько башенок, подземное хранилище воды. Мне больше всего понравились виды, открывающиеся сверху – на обе половины города, на синее море и белые корабли. По пути вниз поддались на гипнотические пляски какого-то старикана и он нас втридорога напоил апельсиновым соком, фашист.

Тем временем день перевалил за половину, и мы двинулись к вчерашнему турагентству, откуда нас должен был забрать "банный" микроавтобус. Банный комплекс, куда мы купили билетики, называется "Султан хамам" – "Султанские бани". Еще перед поездкой мы прочитали в сети, что при выборе бани не стоит стремиться сэкономить – можно попасть в тесную и грязную конуру с минимумом удобств. Наша баня расположилась сразу за городом, отдельный комплекс зданий. На входе нам выдали ключик для личной кабинки – с помощью ремешка с застежкой он крепится к руке, когда его уже больше некуда положить. Простыни и тапки можно взять прямо в бане, хотя лучше иметь свои. Сразу выясняют, на каком языке говорит клиент и приставляют девушку-гида – нашу звали Полина, она нам сразу прочитала вводную лекцию и была готова помочь по ходу дела. Сначала полагалось полчасика попариться в сауне или парной и помокнуть в ледяном бассейне или джакузи – грязь отмочить. Сауна прохладная, надо сказать, а парная представляет из себя обшитое кафелем помещение, где из щелей под потолком идет нагретый пар – если под струю пара сунуть голову – чувствуется, что он даже горячий :). Потом собственно хамам – турецкая баня: пилинг – банщик натурально обдирает клиента жесткой рукавичкой без мыла (после него, нам сказали, ровнее ложится загар, полезно для классических курортников) и массаж мыльной пеной – лежишь себе на теплом мраморе, а банщик взбивает в тряпичном мешке пену и громоздит поверх тебя сугроб из нее. Банных помещений два – женское и смешанное. В смешанном клиенты обоего полу, банщики тоже, а в женском соответственно женщины и те и другие. После пилинга, пены и душа клиента сажают на лавочку, поливают водой, моют голову, заматывают в полотенце и отправляют релаксировать на лежачок – до вызова на массаж минут через 5. Массаж делается с маслом грецкого ореха, ощущения прекрасные – детально разминают от загривка до пяток. Среди массажисток было две русских девушки – они там вообще не редкость, вышли замуж за турок и прижились.

Собственно, на этом предоплаченные процедуры кончаются – дальше ты сам себе хозяин, нужно только раздать чаевые персоналу, работавшему с тобой – или лично, или в коробочку специальную положить что-то около доллара каждому. В бане можно хоть целый день торчать – за сауну и бассейны дополнительных денег не берут, только за еду, выпивку и дополнительные сервисы типа косметолога и цирюльника. Желающие уже уехать сидят в небольшом зале за столиками и угощаются бесплатным яблочным чаем – специальная девушка узнает у всех, куда им ехать и записывает в блокнотик. Когда народу в одном направлении набирается на автобус, она сообщает – можно ехать. На выходе надо сдать тот самый номерок и расплатиться за сверхнормативные услуги – счет выставляется на номерок. Итого, в 20 долларов за билет входят: доставка туда и обратно, откуда и куда скажешь, сауна, пилинг, массаж, помощь гида, стакан морса до и стакан чаю после. Неплохо, надо сказать.

После бани хорошо гулялось, елось и покупались сувениры домой. С сувенирами получилась неувязочка – самый большой их выбор и самые низкие цены были в Стамбуле, где мы набираться не стали из-за перспективы таскать все с собой через полстраны. Стамбул с самого начала планировалось оставить "на сладкое", но спонтанная смена маршрута перекинула его в начало. А в прочих городах и Алании в частности сувениров оказалось мало – сплошные открытки и кальяны, даже тюбетейки или фески правильной не нашлось – первые все были шиты золотом со стразами и ужасны, а вторые сделаны из бархатной бумаги и картона. В итоге накупили открыток и магнитиков на холодильники, а также расписную нардо-шахматную доску ручной работы за 100 долларов – к ней прилагался комплект фигурок в виде ассирийских воинов, комплект фишек и кубиков для нард. Продавец торговался охотно, объяснял нам, что ценники вывешены для немцев, что нам он скажет совсем другое, к тому же конец сезона.

На следующее утро распростились с хозяевами и пошли на вокзал за билетами. Билеты до Трабзона обошлись в 90 миллионов на двоих, автобус попался какой-то не очень большой компании (большую, "Метро", мы неосмотрительно проигнорировали накануне), стандартный полутораэтажный мерседес. До отправления была пара-тройка часов, поэтому бросили рюкзаки в офисе компании и отправились погулять по городу напоследок. Напились дешевого айрана – купили его в супермаркете сразу несколько банок. Обзавелись соком и яблоками на дорожку. Хотели посетить интернет-салон, да вот беда – во всем районе отрубили свет, остановились вентиляторы и кондиционеры и утихла музыка. Вайтер (зазывала) одного из ресторанов спросил нас, откуда мы – слово за слово, и мы уже сидели у него за столиком, он поил нас чаем "за так" и беседовал с нами почти по-русски: мы называли, кто мы по профессии, а он тут же начинал с довольным видом сыпать фамилиями видных деятелей этого профиля. Сам он доучивается на учителя истории и предвкушает тот день, когда наконец-то станет уважаемым человеком, а не каким-то там официантом – мы не в первый раз отметили, что учителем здесь быть почетно, не то что у нас.

В назначенное время загрузились в автобус и отправились в обратный путь, домой. Дорога предстояла долгая: больше суток в автобусе – это не шутка. Поэтому в Анталии мы слегка развлеклись – отстали от автобуса, ненамеренно, конечно. Просто стюард, выгоняя всех из автобуса, показал на часы и сказал слово "беш". То есть отправление в пять – у нас было 15 минут, мы погуляли, поели мороженого и к пяти вернулись к месту стоянки. Посидели-посидели и постепенно осознали, что автобуса тут уже не будет – он явно должен был уйти 10 минут назад. Напоминаю – отогар в Анталии огромный, с некоторым трудом нашли офис нашей компании и задали мужику за конторкой невинный вопрос: "а где наш автобус?". Он запрыгал, замахал руками и закричал по-английски что-то вроде: "Вы где были? Ваш автобус ушел 10 минут назад воооон оттуда (показал рукой, откуда)! Вы где были!" Мы ответили: "Там", показывая в противоположную сторону. В общем оказалось, что у них посадка и высадка в разных концах вокзала происходят, и наш автобус уже ушел со всем нашим невеликим скарбом – при нас билеты, деньги и документы. Кассир схватил сразу две трубки и закричал туда, судя по интонации, следующее: "Але! Анталья на проводе! Вы тут инострацев двух забыли, идиоты, вашу мать! Тормози!" Нам он поймал такси и через несколько минут лавирования между машинами и проезда на красный на бешеной скорости мы догнали наш автобус – он мирно стоял у обочины и нас поджидал. Платить за такси пришлось самим, а стюард после этого случая нас выпасал на каждой остановке – минут за 5 до отъезда он находил нас, и хлопал по плечам - пошли, мол, на посадку, а то опять останетесь.

Издержки небольшой автобусной компании – ништячками в дороге не баловали, кофе напоили только на следующее утро, плюшку тоже дали только один раз, остальное время непрерывно поили водой, достали натурально. Ночью проезжали Анкару, однако не видела и не запомнила – спали крепко, насколько это возможно в сидячем состоянии. С утра за окнами мелькал уже знакомый пейзаж – слева море, справа городки – участок Самсун-Трабзон мы проезжали по пути из Трабзона в Кайсери в начале путешествия. Финишировали в 3 часа дня, вышли, взяли азимут на порт – дорога уже знакома, в долмуш садиться не стали. По пути у меня не выдержал ремешок у сандалии – пришлось приволакивать ногу, чтобы не потерять. Билеты на обратный корабль купили без проблем – они оказались на 20 долларов дешевле, чем в Сочи – вот она, жажда наживы у наших соотечественников!

В Трабзоне был запланирован некоторый "шопинг" – мне было настоятельно рекомендовано закупить отцу кожаную куртку на осень. Нам сказали, что в 17 часов нужно уже проходить таможню, так что на все про все оставалось 2 часа. В темпе вальса оббежали торговые улочки города – с кожей обнаружился напряг. Это раньше, когда Трабзон был одним из бойких "челночных" мест, здесь было все, что нужно русскому человеку. С трудом нашли один магазин, шикарный на вид, туда и зашли. Встретил черный-пречерный турок. Заморачиваться и подбирать слова было лень, поэтому, поздоровавшись, я тут же его спросила, не говорит ли он по-русски. Конечно, – ответил продавец, – откуда будете? Из Иркутска, – отвечаем. А откуда из Иркутска? Иркутск один, – отвечаю. Да нет, – говорит, – из какого района? Я там у вас 3 года жил в Новоленино и во втором, на "Парусе" торговал. Всеобщее удивление. Продавца звали Шах, и вообще он оказался азербайджанцем, из Баку когда-то. Мир тесен неимоверно. Он напоил нас чаем, помог выбрать покупки, в цене просел не очень – начальство присутствовало и восторгов не разделяло. Но результат все равно устроил – 3 отличных куртки отцу, Стасу и его брату в среднем по 115 вечнозеленых за каждую.

На последние деньги плотно закусили, взяли пару бутылок "Эфеса" – сбрызнуть отплытие, и пошли на посадку. Таможня была очень формальна – глянули в паспорта, на вещички даже не посмотрели – проходите. Что самое интересное, народ после этого с уже проштампованными паспортами еще бродил через "вахту" туда-сюда. Мы никуда бродить не стали, заселились в каюту и пошли на корму, пить в сумерках пиво и в последний раз слушать пение муэдзинов. На склоне сопки за городом, выложенный огоньками, светился неизменный портрет Ататюрка. По дамбе, ограничивающей акваторию порта, мотались грузовики-доджи, возили мокрые бетонные плиты и сваливали их в море на другом конце дамбы – наращивали. Прощай, Турция!

Каюта досталась на корме, каптерка по совместительству, никого, кроме нас, туда селить не стали. Через часик отчалили, мы постояли на палубе до выхода из акватории и пошли быстро-быстро засыпать – во сне не так укачивает. Проснулась я от жуткого грохота – нашу лайбу мотало так, что рундуки для вещей (достаточно тугие) выдвигались и при укладке на другой борт – задвигались обратно. Половина пассажиров пила водку в баре, половину тошнило по каютам, благо раковина с водой есть в каждой каюте. Так что с погодой в плавании нам не повезло ни по пути туда, ни по пути обратно – дельфинов, по слухам сопровождающих корабли, мы не увидели, ибо даже носа не высовывали на палубу – вид вздымающихся от горизонта до горизонта волн уменьшению тошноты не способствует. Через 14 часов свистопляски причалили в Сочи.

Зеленоватые пассажиры толпились около трапа, искательно поглядывая на пограничников, но те нарочито медлили – высадка началась только через получаса. "Это наша Родина, сынок!" На таможне была довольна долгая возня с багажом, а на выходе из терминала стояла пара местных ментов, проверяла паспорта и забирала их у всех иногородних. Еще через полчаса торможения всех беспаспортных привели к дверям местной дежурной части и некоторое время было тихо – у меня возникло подозрение, что нас всех решили немедленно зарегистрировать и получить с нас немножко денег. Потом здравый смысл возобладал – вышел милиционер, раздал паспорта, и мы, довольные, пошли на неверных ногах по уже хорошо знакомому нам городу-курорту Сочи. Здесь, по слухам, так и не было стабильной хорошей погоды, на улице тепло и сыро после недавних дождей.

Юлия Фадеева

- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Туризм" (Иркутск)

Экопарк «Южный Байкал»: курорт или территория с ограниченным доступом?

Экопарк «Южный Байкал» ранее известный как «Озера на Снежной» в этом году вводит повышенные инфраструктурные сборы для посетителей в летние месяцы.

Автор: Анна Моль.

Туризм, Экономика и бизнес, Общество

1262

23.05.2024

«Тёплые озёра» на Снежной подорожают для туристов в июле

Экопарк «Южный Байкал» объявил о повышении цен на въезд и отдых на Тёплых озёрах на Снежной. Об этом 22 мая сообщили иркутские телеграм-каналы.

Туризм, Общество

Иркутск

488

23.05.2024

На Байкале на год отложили введение круизного туризма

Запуск катамаранов по Байкалу от Иркутской области до Бурятии откладывается на год, равно как и ввод элитного плавучего отеля.

Вжик и пшик: новые сказки про туризм на Байкале

Все больше внимания привлекает к себе тема развития туризма на Байкале.

Автор: Глеб Севостьянов.

Туризм, Экономика и бизнес, Политика

Иркутск, Бурятия, Байкал

24341

03.04.2024

Весна на носу, а туризм на Байкале замёрз, похоже, навсегда

Теплеет, и уже через месяц на Байкале будет заметное увеличение турпотока. Однако непонятно - в Иркутской этой темой вообще кто-то занимается?

Автор: Лера Крышкина.

Туризм, Экономика и бизнес, Расследования

Байкал, Иркутск

39319

22.03.2024

Инсайд. Приангарью нечего предложить туристам

По словам главы комитета по экономике Заксобрания Иркутской области Дмитрия Ружникова, туристические места в регионе, куда можно было бы съездить для ...

Нам пишут. Туризм на Байкале: а поесть-то и негде!

Многие говорят о проблемах туризма в Иркутской области, но никто не затрагивает ее главной аспект. Это проблема общепита.

Автор: Василий Чайкин.

Туризм, Экономика и бизнес

34542

19.02.2024

Элитный курорт в Тальцах: афера или глупость?

Тема элитного курорта в Тальцах, поднятая иркутской журналисткой Зоей Кузнецовой, далеко не так однозначна, как может показаться на первый взгляд.

Автор: Максим Бакулев.

Туризм, Экономика и бизнес, Расследования

58820

18.01.2024

В январском отдыхе самым дорогим местом в России стала Листвянка

Посёлок Листвянка стал самым дорогим местом для отдыха в январе 2024 года. Об этом сообщает сервис бронирования «ТВИЛ».

Озеро Байкал: легенды и удивительные факты

5 декабря 1996 года озеро Байкал было включено в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Автор: Лера Крышкина.

Туризм, Наука и технологии, Экология

Иркутск, Бурятия, Байкал

44905

05.01.2024

Заработок или сохранение? Дилемма развития туризма на Байкале

В текущем зимнем сезоне прогнозируется прибытие значительного количества иностранных туристов в Иркутскую область.

Автор: Анна Моль.

Туризм, Экология, Экономика и бизнес

43361

28.12.2023

«Тальцы» повышают плату за вход и мероприятия

С 1 января 2024 года повышается плата за вход на территорию архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Об этом сообщается на сайте музея.