18+

Дмитрий Верхотуров

©  Babr24.com

Культура, Общество, Туризм Россия

33913

24.05.2023, 04:31

Шедевры, которые не видно

Не так давно занесло меня попутным ветром в Санкт-Петербург. Обладая некоторым свободным временем, решил я сходить в Русский музей, чтобы приобщиться к шедеврам русской живописи.

Приобщился. Так приобщился, что стал думать, что за пафосными выражениями типа «культурная столица» или «всемирно известный музей» может и нередко скрывается такое, что потом и вспомнить неприятно. Я эту тему считаю нужным обсудить потому, что сибирские музеи и галереи могут подражать Русскому музею, потому что это «культурная столица» и так далее. Сам о себе музей пишет, что он является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны. Так вот, подражать, на мой взгляд, не следует, потому что это ужас.

Впрочем, обо всем по порядку. Русский музей произвел на меня весьма неприятное впечатление сразу в нескольких моментах.

Первое, что бросилось в глаза, так это то, что посетители входят в музей и выходят из него через маленькие боковые двери. У дворца, в котором Русский музей расположен, есть парадный вход с въездом для карет. Собственно, изначально это дворец великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I. Отец великого князя, государь император Павел I повелел, чтобы младший сын, не вступивший на престол, мог жить по-царски. В 1895 году, выкупив дворец у внуков великого князя Михаила Павловича, государь император Николай II учредил в нем Русский музей императора Александра III.

Владельцам и их гостям приличествовало прибывать во дворец через парадный вход, а боковые двери, ведущие в подвальный этаж, были для прислуги. Вот и получается, что музей посетителям показывают как будто тайком, в отсутствие хозяев, впуская через двери для прислуги. Вряд ли основатель музея одобрил бы такой подход, поскольку приобщение к высокому искусству есть дело торжественное. По моему убеждению, посетители должны входить через парадный вход, как почетные гости.

Второе, что бросается в глаза самым буквальным образом. В Русском музее, конечно, много знаменитых полотен. Не все, но значительную часть из них, я знаю по многочисленным репродукциям. Потому было бы интересно посмотреть на них воочию, в деталях, нюансах, вблизи и в отдалении. Только вот музей устроен так, что великих шедевров не видно. Дело в том, что картины не имеют собственной подсветки, а в люстры ввернуты энергосберегающие лампочки холодного света, которые дают на картинах сильный белый блик. Подходишь к картине — и ничего не видно. Я и хотел бы подойти и рассмотреть детали и даже отдельные мазки мастера, но ничего не могу разглядеть.

В одном из залов было и того интереснее. Прямо под окнами были поставлены какие-то белые шатры, которые на солнечном свете давали сильный белый свет, бликовавший на картинах. Шторы на этих окнах были подняты.

Просто поразительно, как такое вообще может быть. Сотрудники и дирекция музея не смотрят на свои картины, что ли? Достаточно раз пройти по залам, чтобы это увидеть и заметить, что посетителям мало что видно. Лично я склоняюсь к мнению, что или сотрудникам музея все равно и они видят свою задачу лишь в том, чтобы просто развесить картины. Или даже это делается для того, чтобы посетители и не могли увидеть шедевры. Мол, покупайте альбомы репродукций и смотрите детали на них. Такое подозрение появляется. Но тогда в чем смысл Русского музея, если шедевры приходится рассматривать на репродукциях, пусть даже и хороших? Где это самое приобщение к высокому искусству?

Отсюда и вытекает мое мнение: не делайте так, как в Русском музее. Музей или галерея могут быть небольшими и небогатыми, но устроить хорошую подсветку картинам мягким, рассеянным светом вполне по силам и по деньгам.

То же самое можно сказать и про скульптуры, которые тоже не имеют собственной подсветки. Солнечным днем еще терпимо, но вот в темное время суток, которое в Петербурге осенью и зимой продолжительное, скульптуры стоят фактически в полутьме и рассмотреть их трудно.

Наконец, третье. Паркет в залах местами изношен и разбит. Это и понятно, поскольку Русский музей один из наиболее посещаемых художественных музеев в мире. Под ногами сотен тысяч посетителей паркет изнашивается. Но тогда содержание и своевременный ремонт паркета должны быть непременной заботой администрации музея. Этой заботой в Русском музее явно пренебрегают.

В итоге выходит какое-то пренебрежительное отношение и к искусству, и к культурным потребностям посетителей. Мол, мы вам развесили картины — будьте этим довольны. Ничего не видно из-за бликов и плохого освещения — так и ладно. Получается, что Русский музей стремится к потоку, чтобы посетители не наслаждались великим искусством, не воспитывали свое эстетическое восприятие, а так, просто пробежались по залам ради своего рода галочки: «Посетил Русский музей». Вроде того, что посетил — и может считаться культурным человеком. Если уж доводить этот концепт до логического конца, то надо уже выдавать справки примерно такого рода: «Настоящая дана по месту требования, что предъявитель посетил Русский музей и должен почитаться культурным». Штамп с датой, печать музея и факсимиле директора.

Но такой подход вряд ли можно считать культурой в собственном смысле слова.

Дмитрий Верхотуров

©  Babr24.com

Культура, Общество, Туризм Россия

33913

24.05.2023, 04:31

URL: https://m.babr24.com/?IDE=246003

bytes: 5258 / 5178

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Культура" (Россия)

Видео дня. Эйдельштейн, Борисов и Анора: история настоящей любви 18+

Кинопрокатная компания «Атмосфера кино» представила адаптированный трейлер комедийной мелодрамы «Анора», завоевавшей «Золотую пальмовую ветвь» на ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Россия

4751

05.10.2024

Беляковская субстанция уикенда. Сергей Светлаков vs Эдмон Дантес

Ряд знаковых новинок, пять из которых сумели войти в топ‑10 проката, и рост интереса к релизам прошлой недели позволили кинопрокатчикам собрать ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Россия

6689

04.10.2024

Видео дня. «Плохая девочка» Кидман

Кинокомпания A24 представила первый полноценный трейлер эротического триллера «Плохая девочка» (Babygirl), рейтинги которого на англоязычных ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

6910

03.10.2024

Блогнот. Причины гибели Хабаровского театра

Беда в Хабаровске.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Россия

5853

03.10.2024

Интеллектуальная жестокость чёрно-серого мира. К юбилею Грэма Грина

В его творческом наследии 25 остросюжетных детективных и социальных романов, первый из которых был написан в 25 лет, ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События, Как по-писаному

Мир

7005

02.10.2024

От невесты Дракулы до жены Битлджуса. К юбилею Моники Беллуччи

Красота для женщины становится проблемой только в двух случаях: когда её нет и когда нет ничего, кроме красоты.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Мир

8757

30.09.2024

В прокат вышла история Алдара Цыденжапова. Ожидания не оправдались

26 сентября на широкие экраны вышел фильм «9 секунд» режиссера Олега Штрома, посвященный подвигу матроса Алдара Цыденжапова, который ценой своей ...

Автор: Виктор Кулагин.

Источник: Babr24.com.

Культура

Бурятия, Россия

9811

28.09.2024

Монтекристовский уикенд: «Лунтик» сдал лидерство французам, «Субстанция» с Деми Мур – третья

Из многочисленных громких новинок минувшего уикенда одолеть «Лунтика» удалось лишь франко-бельгийскому «Графу Монте‑Кристо».

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Россия

9324

27.09.2024

Видео дня. «Огниво» в царстве Берендея

Эпидемия экранизации сказок в России, спровоцированная финансовым успехом «Чебурашки», не утихает, как и сказочный кинобум среди наших ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Россия

7040

26.09.2024

Комедийный уикенд. «Игра киллера», «Любовь зла» и «Холоп из Парижа» – в топе проката

Новинки вновь масштабно обновили десятку лидеров проката, однако силёнок, чтобы свергнуть с верхней строки Лунтика, им не хватило.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Россия

11627

20.09.2024

Видео дня. Роберт «Микки» Паттинсон в комедии Пон Джун‑хо

Кинокомпания Warner Bros.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

11290

19.09.2024

Бракосочетание «Нового сезона»: Бортич, Цыганов и «Где наши деньги?»

Вечером 14 сентября на курорте «Роза Хутор» прошла церемония закрытия и награждения победителей III фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон».

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Россия

15655

18.09.2024