18+

Наталья Новикова

©  Восточно-Сибирская правда

Культура Мир

4030

17.05.2007, 12:42

Счастье видеть красоту

В художественном музее (ул. Ленина, 5) работает выставка, посвящённая 80-летию со дня рождения известного иркутского художника Андрея Рубцова. 23 мая в 16.00 состоится обсуждение выставки, на которое приглашаются все желающие.

Выставка Андрея Филипповича Рубцова стала долгожданным событием в жизни нашего музея - событием по-особому праздничным ещё и потому, что оно было приурочено к открытию после реставрации «большого» парадного музейного зала. Экспрессивная живопись Рубцова в высоком, наполненном светом пространстве этого зала зазвучала торжественной органной мелодией.

В экспозиции выставки - пятьдесят произведений. Здесь можно увидеть и уже ставшие классикой иркутской живописной школы полотна из фондов нашего музея, и ранее не выставлявшиеся работы последних лет.

Рождённая в напряжённых творческих усилиях экспозиция - тоже «произведение» мастера, ставшее итогом долгой «духовной дороги», которой следует в своём искусстве каждый истинный художник.

Живопись Рубцова сложна для поверхностного восприятия. В ней нет и намёка на повествовательность: бытовая картина, как и «тематическая», - категорически не его жанры. Художник полностью равнодушен к сюжету в обычном понимании этого слова - будь то обстоятельный «рассказ», привлекающий простодушного зрителя, или игровая композиция, рассчитанная на зрителя «интеллектуального». Бескомпромиссный максималист в своих взглядах на искусство, художник мог бы подписаться под словами Петрова-Водкина: «Только плохая живопись требует сюжета, то есть идейной прицепки».

По глубокому убеждению Андрея Рубцова, главный смысл творчества - в благодарности за счастье видеть красоту: «Мы живём в раю, мир природы, сотворённый разумно, - это рай». Художник должен суметь «внушить» зрителю восторг перед красотой - красотой природы, человеческого лица, красотой самой живописи.

Пейзажи Рубцова восходят к традиции русской классики с её поисками гармонии в простых природных мотивах («Ветреный день на Ангаре», «Черёмушник», «Лесная речка»). Портреты, особенно женские («Ольга», «Портрет Тани Джиоевой», «Воспитательница»), притягивают редкой одухотворённостью. Натюрморты являют собой «формулы» красоты предметного мира («Натюрморт с гранатом», «Последние цветы», «Ночной улов»).

Однако слова художника о том, что «живопись должна восторгать», могут быть поняты и в ином, символическом, смысле: «В художественном творчестве душа восторгается из дольнего мира и восходит в мир горний» (П. Флоренский). Эта устремлённость к постижению духовных основ бытия, стремление над «жизненной поверхностью» увидеть высшую реальность приобретает особое значение в поздней живописи Рубцова.

Ситуация таинственного соприкосновения двух миров может стать самостоятельным сюжетом, как это происходит в автопортрете со знаковым названием «Прикосновение», ставшем своеобразным «эпиграфом» выставки. Но чаще эта тема является в символическом подтексте, сообщающем работам художника поэтическую много-значность и глубину.

Так, натюрморт «Филипп и Прасковья» предстаёт сценой фантастического свидания с родителями, воскрешёнными силой предельного напряжения благодарной памяти. Эта духовная энергия материализуется в магическом свечении цвета - в столкновении золотого сияния жизни (золотой цвет - также и символ святости) и «фиолетовых миров» инобытия.

Те же цветовые отношения, только смягчённые, словно тающие в вечерних сумерках, составляют и композиционный центр картины «Прощёное воскресенье». В возносящихся к небу старых деревьях угадываются склонённые силуэты, осеняющие человека, стоящего перед сияющим в вышине окном. Торжественному свечению распахнутого окна вторит смиренное мерцание сиреневого огонька в оконце низенькой сторожки... Так умиротворённый, но полный внутреннего движения пейзаж становится зримым воплощением идеи покаяния.

Символическая многозначность живописи Рубцова сродни не только поэтической, но и музыкальной образности: каждый внимательный зритель воспринимает его работы глубоко по-своему, выстраивая собственный ассоциативный ряд. Так, в монументальном пейзаже «Предвестие» с его общим тревожным строем и ослепительным просветом в тяжело нависших над рекой тучах один исследователь увидел предчувствие весны, другой - предзнаменование грядущих общественных катаклизмов...

Вообще тема света, прорывающегося сквозь окружающую тьму, очень характерна для живописи Рубцова, окрашенной в драматические тона.

Это может быть мерцающая в ночи свеча («Натюрморт с крынкой») или последние лучи заката, озарившие реку «нездешним» свечением («Деревенские миражи»)... Вспоминаются размышления на эту тему Георгия Свиридова: «Видя окружающий мрак, художник различает свет, как бы ни был мал иной раз источник, и возглашает этот свет».

Свет, растворённый в цвете, может явиться на картинах Рубцова то «янтарным блеском» жаркого летнего дня с алыми тенями на зелёной траве («Новое крыльцо»), то раздражающей пестротой мартовской «грохочущей слякоти» («Весна в пригороде»), то сияющей белизной снега на фоне тёмной реки («Ледоход»). Именно напряжённый колорит составляет основу образного мира художника. И как здесь не вспомнить суриковское: «Есть колорит - есть художник...»

Однако, целиком посвятив себя искусству, Андрей Рубцов остался человеком своего поколения - поколения, прошедшего через многие испытания. Голод предвоенных лет, арест отца, война, на которую пришлось уйти совсем мальчишкой, и тяжёлое ранение, поставившее под угрозу мечту стать художником... В этих испытаниях были выстраданы представления о жизненных ценностях, укрепляющие дух и помогающие сохранять мужество в любых ситуациях.

Именно размышления о пути своего поколения - главная тема многих портретов Андрея Рубцова («Портрет участника революции 1905 года П.Г. Тархова», «Портрет брата», «Человек с тростью»). В «Портрете Сухопарова» человек с наивным взглядом голубых глаз, устремлённый вперёд и словно изо всех сил пытающийся устоять на ногах, «наталкивается» на невидимое препятствие (его фигура, напряжённо выпрямленная, придвинута к левому краю холста) - драматизм судьбы бывшего комбата гражданской войны раскрывается через остроту композиционного решения портрета.

Воспоминания о пережитом никогда не становились сюжетами живописи Рубцова. Исторический эпос - не его стихия. Будучи художником лирического склада, он передаёт не события в их жизненной конкретности, а атмосферу времени. В самом ритмическом строе символической композиции «Хлеб, лошади, старуха» - со сдвинутыми пропорциями, тревожными всполохами «огненного» цвета и провальными тенями - слышится трагическое звучание времени исторического перелома. Белая лошадь за окном заставляет вспомнить и апокалипсического «коня бледного», и фольклорных вестников судьбы...

Тема предстояния перед лицом судьбы - одна из главных в живописи Андрея Рубцова. Его глубоко волнует философия человеческой жизни, недаром некоторые из его картин названы «притчами». Метафора жизненного пути человека воплощена в двух программных произведениях художника, занимающих особое место в его творчестве.

«Притча о мальчике» - это начало пути. В ярком свете свечей, тревожно и торжественно пылающих на столе, - предзнаменование судьбы, впервые открывающейся мальчику. Первоначальное название картины - «День рождения» - было не менее символичным: перед нами именно рождение человека, выходящего из мира детства и стоящего на пороге драмы, в которую развёртывается каждая человеческая жизнь.

Композиция «Жили, были...» - окончание пути, исход. В монументальном строе этого произведения, в торжественной статике фигуры старца, в отблесках закатного, уже «запредельного», света слышатся и патетика реквиема, и глубокая тишина безмолвной молитвы...

Персональная выставка - всегда исповедь художника. Выставка Андрея Филипповича Рубцова - это и щедрый дар любому человеку, способному пойти навстречу его живописи. «Закрытый» в обыденной жизни, избирательный в общении, Рубцов, как, наверное, немногие из художников, стремится к творческому диалогу со своим зрителем. «Не усложняйте восприятия моих работ, - сказал он однажды. - Будьте проще. Откройте душу, копите впечатления - и вас не назовут «зрителем с улицы».

Наталья Новикова

©  Восточно-Сибирская правда

Культура Мир

4030

17.05.2007, 12:42

URL: https://m.babr24.com/?ADE=37814

bytes: 8109 / 8109

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Культура"

День города в Красноярске будут праздновать три дня

В этом году Красноярск будет отмечать 396-летие. Праздничные мероприятия пройдут с 7 по 9 июня. Автор: Алёна Штерн Фото из альбома "Красноярск.

Источник: Babr24.com.

Культура

Красноярск

914

23.05.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: программа «В ожидании лета», опера «Тоска» и мастер-класс «Гипсомания»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю.

Автор: Бармалей Рыбин.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Бурятия

2250

22.05.2024

Бабродвиж в Новосибирске: игра-путешествие «Музейный артефакт», мастер-класс «Весенние цветы» и спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю.

Автор: Бармалей Рыбин.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Новосибирск

5454

21.05.2024

В Новосибирске решилась судьба Военного городка

Министерство обороны не смогло оспорить статус исторического объекта Военного городка №17. Суд встал на сторону правительства Новосибирской области.

Автор: Адриан Орлов.

Источник: Babr24.com.

Культура, Общество, Политика

Новосибирск

4011

21.05.2024

«Давайте читать больше»: в Монголии отметили Праздник книги

В прошедший уик-энд центральная площадь Улан-Батора стала местом проведения 35-го Национального книжного фестиваля.

Автор: Эрнест Баатырев.

Источник: Babr24.com.

Культура, Молодежь, Общество

Монголия

3337

21.05.2024

Телеграм Новосибирска за неделю: уход Терешковой, назначение Шуклиной и дело Богомазовой

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в новосибирском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 13 по 19 мая 2024 года включительно.

Автор: Андрей Игнатьев.

Источник: Babr24.com.

Культура, Политика, Криминал

Новосибирск

4890

21.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Ловец снов», концерт «Шедевры эпохи барокко» и спектакль «Сказки с небесного чердака»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Иркутск

9121

20.05.2024

Главной по культурным «тарелочкам» стала археолог из Новосибирска Юлия Шуклина

В середине мая Минкульт столицы Сибири наконец-то прекратил сиротствовать и менять «приемных родителей» с пугающей частотой.

Автор: Алексей Серебряный.

Источник: Babr24.com.

Культура, События, Общество

Новосибирск

4400

20.05.2024

Видео дня. Жан Рено и его пингвин

Кинокомпания Schurmann Filmes опубликовала первый полноценный трейлер бразильско-американской семейной драмы «Мой пингвин» (My Penguin Friend).

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Россия

7098

20.05.2024

В метро Новосибирска запустили театральный вагон

В новосибирском метрополитене запустили тематический вагон, посвященный театральному искусству.

В Новосибирске назначили временного начальника департамента культуры

В Новосибирске начальником департамента культуры, спорта и молодежной политики назначена Дара Разживина.

Источник: Babr24.com.

Культура

Новосибирск

5433

19.05.2024

Бабродвиж в Красноярске: интеллектуальная игра «Город имён», квест «Именинный пирог» и балет «Корсар»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Красноярск

10012

17.05.2024