18+

Петр Сахаров

©  Ежедневный журнал

Религия Мир

3612

14.07.2007, 08:29

Новый документ Святого престола о старом обряде

В минувшую субботу в Ватикане был обнародован документ, которого давно ожидали многие католики: кто-то с надеждой, а кто-то и с тревогой.

Это Апостольское послание motu proprio (так называется определенный разряд папских рескриптов) папы Римского Бенедикта XVI, именуемое по первым словам своего латинского текста «Summorum pontificum». В нем изложены нормы, регулирующие возможность совершения в Римско-католической церкви дореформенного богослужения.

Предыстория

В первые века христианства богослужению Церкви было свойственно постоянное развитие его внешних форм, хотя самые существенные элементы его содержания сохранялись неизменными. Поскольку в древней Церкви именно богослужение выполняло функцию наставления в вере, оно совершалось на живых языках, и смысл каждого обряда был ясен всем участникам, почти не требуя комментариев.

Однако с течением веков участие верующих в богослужении постепенно становилось менее сознательным. У основной массы христиан утратилось понимание его изначального смысла, и многое в нем стало восприниматься как что-то магическое. Богослужение Церкви продолжало усложняться в своем ритуальном символизме. К тому же происходила консервация древних языков (для Запада таким языком была латынь), так что текст богослужения сделался непонятным для большинства его участников.

С начала XX в. в Католической церкви всё сильнее стало проявляться стремление верующих более осмысленно участвовать в богослужении. В середине столетия в отдельных католических общинах Запада начали проводиться осторожные попытки внесения изменений в богослужебную практику (например, использование живого национального языка в некоторых местах богослужения – прежде всего, при чтении Священного писания), сразу же доказавшие свою плодотворность. Тогда же первые шаги в этом направлении стали предприниматься и «сверху»: папа Пий XII учредил комиссию по подготовке литургической реформы, оформившейся в дальнейшем на II Ватиканском соборе (1962-65) и продолженной после него.

Литургическую реформу невозможно рассматривать в отрыве от главной цели Собора – осмыслить миссию Церкви в современном, постоянно меняющемся мире. Подготовка Собора и сама его работа привели к осознанию того, что Католическая церковь в ее исторически сложившемся виде обнаруживает многие принципиальные несоответствия облику первоначальной Церкви; более того, она неспособна плодотворно исполнять в современном мире миссию, возложенную на нее Христом. Собор положил начало существенному изменению всего облика Католической церкви и, в частности, такой важной его составляющей, как богослужение.

Реформа и ее последствия

Главную цель литургической реформы Собор усматривал в том, чтобы все верующие пришли к полному, сознательному и деятельному участию в совершении богослужения. Важным ее направлением стало возрождение воспитательной и катехитической его функции, в чем особая роль принадлежала возвращению в него живых языков. Более заметное место в богослужении было отведено Священному писанию. Многие церковные обряды были пересмотрены таким образом, чтобы верующие явственнее понимали их суть, а их подлинное назначение не вытеснялось чем-то второстепенным.

Существенному реформированию подверглось и совершение Евхаристии. В частности, алтарь снова стал тем столом, вокруг которого собирается община для Вечери Господней, а предстоятель евхаристического собрания получил возможность совершать мессу, как и в древности, лицом (а не спиной) к народу.

Литургическая реформа проводилась в Католической церкви довольно плавно, и большинство католиков восприняло ее с энтузиазмом. Тем не менее, говорить о единодушном ее принятии едва ли уместно. Помимо тех, для кого просто было дорого привычное с детства богослужение, среди верующих обнаружилось немалое число принципиальных противников реформы. Зачастую причины конфликта традиционалистов с Ватиканом лежали значительно глубже обряда, коренясь в неприятии в целом II Ватиканского собора и многих вызванных им изменений в учительстве и жизни Католической церкви. Те, кто не драматизировал ситуацию, находили возможность оставаться в полном общении с Римом. Другие уходили в раскол.

Самостоятельные схизматические общины, возникшие в ходе этого процесса, исчисляются десятками. Самое значительное среди них – Братство св. Пия Х. Оно было основано с согласия церковных властей в 1970 г. архиепископом Марселем Лефевром (поэтому его последователей обычно называют лефевристами). Но целый ряд действий со стороны Лефевра привел к тому, что в 1988 г. он был отлучен от Церкви, а его последователи оказались в расколе. С подобными общинами Ватикан продолжал вести переговоры, которые изредка увенчивались восстановлением общения некоторых из них со Святым престолом.

Стремление Рима к нормализации отношений с традиционалистами привели к публикации еще в 1984 г. индульта, с оговорками разрешавшего использовать старый обряд (т.н. тридентский, поскольку он оформился после Тридентского собора в XVI в.). Общины, легально совершающие дореформенное богослужение (их члены именуются индультистами), опекаются Папской комиссией «Ecclesia Dei», созданной в 1988 г. Согласно индульту, служение по старому обряду допустимо только в тех случаях, когда об этом просят группы верующих; решение данного вопроса в каждой отдельной епархии находится в компетенции правящего епископа, который вправе по тем или иным соображениям отказать.

Йозеф Ратцингер, еще задолго до того, как стал папой Бенедиктом XVI, славился как консерватор в вопросах богослужения, известный своей привязанностью к дореформенной мессе, которую иногда сам служил. Ностальгия по старому богослужению нашла отражение в нескольких трудах Ратцингера, где он оспаривал многое из того, что появилось в результате реформы. Впрочем, отдавая Собору должное, он заявлял, что не может идти речи о возвращении к прежнему состоянию богослужения, однако предлагал своего рода «реформу реформы». С момента избрания Ратцингера на Римский престол традиционалисты ждали от него если не возвращения старого обряда в чистом виде, то хотя бы восстановления многих его элементов и максимального исключения новшеств. В то же время, в Ватикане уже давно открыто говорили о том, что готовится какой-то документ, касающийся старого обряда.

Новый документ

Итак, долгожданный документ Святого престола, о котором одни поговаривали с надеждой, другие – с опаской, был обнародован 7 июля. Апостольское послание Бенедикта XVI «Summorum pontificum» представляет собой сухой текст чисто юридического характера, подробно излагающий новые нормы бытования в Римско-католической церкви старого обряда: они вступят в силу с 14 сентября с.г.

Motu proprio, однако, предваряется Посланием Папы к епископам всего мира, в котором Понтифик обстоятельно разъясняет саму суть вопроса, высвечивая как позитивное значение литургической реформы, так и возникшие в ходе ее осуществления проблемы. В послании к епископам Бенедикт XVI стремится развеять возникшие среди католиков опасения. Во-первых, новый документ не ставит под сомнение II Ватиканский собор, поскольку все его решения остаются в силе; во-вторых, ввиду особенностей изложенных в нем норм он не сможет привести к беспорядкам и расколам в приходских общинах; наконец, он ничуть не ущемляет авторитета епископов, в чьей власти ранее находилось разрешение на практику старого обряда: им предложено оценить новые правила в действии и через 3 года изложить Святому престолу свои соображения.

Ординарной формой римского обряда по-прежнему остается реформированное богослужение. Но наряду с нею может использоваться и экстраординарная форма – дореформенное богослужение. К тому же речь идет об использовании последней редакции «тридентских» богослужебных книг, вышедших уже на заре литургической реформы XX в. Поэтому, говоря о дореформенном Миссале (книге, по которой совершается месса), Бенедикт XVI называет его не Миссалом Пия V, который обнародовал в 1570 г. первую его редакцию, а Миссалом Иоанна XXIII, при котором в 1962 г. была издана последняя.

Новые нормы максимально расширяют возможности использования экстраординарной формы, не вытесняя при этом ординарной. Теперь группы верующих, желающих иметь дореформенное богослужение, не будут вынуждены рассчитывать на благосклонность своего епископа, а смогут просить об этом настоятелей своих приходов, которые в таком случае должны будут обеспечить им службы старого обряда, не лишая при этом других прихожан реформированных служб. Что до частных месс (без участия народа), то священники вольны будут совершать их в соответствии с любой формой.

Реакция в Католической церкви и вне ее

Отклики на новый документ Святого престола не заставили себя ждать. Среди них и весьма восторженные, и резко негативные. К удивлению, положительные отзывы слышатся как справа, так и слева. Так, например, с письмом благодарности обратился к Папе глава лефевристов монсеньор Бернар Фелле; но и один из наиболее либеральных кардиналов Католической церкви Карл Леман охарактеризовал motu proprio «не как шаг назад, а как вклад в примирение».

В то же время видный деятель литургической реформы итальянский епископ Лука Брандолини сказал: «Это самый печальный момент в моей жизни. Реформа, над которой так жертвенно трудились многие люди, вдохновляемые только желанием обновить Церковь, теперь перечеркнута». Глава Епископской конференции Франции кардинал Ж.-П. Рикар высказал опасение, что некоторые священники будут подвергаться давлению со стороны недоброжелателей, рассматривающих Тридентскую мессу как своего рода «тест на лояльность Папе».

Инициатива Папы подверглась также критике со стороны еврейских лидеров и организаций. Их беспокойство вызвали старые богослужебные тексты (в ходе реформы измененные), которые можно истолковать как антисемитские. В частности, в службе Страстной пятницы в молитве за иудеев последние именовались «вероломными». Однако пресс-служба Ватикана еще накануне обнародования Апостольского послания пояснила, что подобные опасения не оправданны, так как богослужение старого обряда совершается по книгам, изданным при Иоанне XXIII, в которых все такие места уже изъяты или изменены.

Говоря о «положительной причине, которая мотивировала решение» написать этот документ, Бенедикт XVI заявил, что «речь идет о достижении внутреннего примирения в лоне Церкви». Только время сможет показать, оправдаются ли надежды понтифика.

Петр Сахаров

©  Ежедневный журнал

Религия Мир

3612

14.07.2007, 08:29

URL: https://m.babr24.com/?ADE=38927

bytes: 10346 / 10318

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Религия"

В Новосибирске в микрорайоне Весеннем построят храм

В новосибирском микрорайоне Весеннем построят храм рядом с будущим парком Ини, возле одноименной реки.

Источник: Babr24.com.

Религия

Новосибирск

1932

10.05.2024

Новосибирского подростка, который ворвался в храм с ножом, отправили в СИЗО


Калининский районный суд Новосибирска избрал меру пресечения подростку, который 3 мая ворвался с ножом в храм в честь иконы Божией Матери ...

В Бурятии откроют памятник к 260-летию института Пандито Хамбо лам в РФ

В этом сентябре в Бурятии отпразднуют 260-летие института Пандито Хамбо лам в РФ.

Источник: Babr24.com.

Религия

Бурятия

5184

18.03.2024

В Новосибирской области в купелях окунулись более четырех тысяч человек

В Новосибирской области по данным на десять часов утра 19 января в купелях региона окунулись 4356 человек. В столице Сибири окунулись 1550 человек.

Источник: Babr24.com.

Религия

Новосибирск

8868

20.01.2024

В Бурятии оборудуют 17 крещенских купелей

В Бурятии к празднику Крещения Господня оборудуют 17 купелей и 17 пунктов обогрева.

Источник: Babr24.com.

Религия, Общество

Бурятия

8593

17.01.2024

В районах Томской области готовят купели для Крещенских купаний

МЧС по Томской области публикует список мест, запланированных для проведения обрядов Крещенских купаний 19 января 2024 года.

Источник: Babr24.com.

Религия, Общество

Томск

8794

17.01.2024

В Новосибирске обустроят шесть купелей

В Новосибирске обустроят шесть крещенских купелей. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии Новосибирска.

Источник: Babr24.com.

Религия

Новосибирск

8776

17.01.2024

В Красноярске хотят построить ещё один храм. На этот раз рядом с онкодиспансером

Красноярская епархия обратилась к мэрии с просьбой выделить земельный участок под строительство православного храма рядом со зданием краевого ...

В Новосибирск привезут 600-летний чудотворный крест

В Новосибирск привезут Крест Господень, явленный близ села Годеново в Ярославской области.

Источник: Babr24.com.

Религия, События

Новосибирск

15108

16.10.2023

Вселенская религия. Хамбо лама заявил об инопланетянах-буддистах в Бурятии

Дамба Аюшеев готовит межпланетный союз в честь возвращения Хамбо ламы Этигэлова.

Автор: Виктор Кулагин.

Источник: Babr24.com.

Религия, События, Наука и технологии

Бурятия

18316

25.09.2023

Навести мосты: итоги визита Папы Римского в Монголию

Папа Римский Франциск посетил Монголию с 1 по 4 сентября.

Автор: Денис Большаков.

Источник: Babr24.com.

Религия, Политика, Общество

Монголия

72909

05.09.2023

Свидетелю Иеговы из Красноярска утвердили шесть лет колонии за «экстремизм»

Красноярский краевой суд отклонил апелляцию 38-летнего Свидетеля Иеговы Александра Филатова, признанного виновным в организации деятельности ...